Остров Пасхи Печать
Автор naturalscience.ru   
 

Остров Пасхи (Разсиа) известный вулканический остров в восточной части Тихого океана, на расстоянии 3000 км от чилийского побережья Южной Америки. Площадь 165,5 км2, максимальная высота до 539 м, население около 2 тысяч человек. Имеет форму треугольника, по бокам которого возвышаются вулканы. Остров открыт голландским мореплавателем Я. Роггевеном в 1722 году в день Пасхи и в честь этого праздника назван. Тогда же на острове были обнаружены остатки исчезнувшей культуры полинезийцев, покрытые письменами дощечки (большую их часть европейцы сожгли) и большие каменные статуи высотой до 8 м. Все последующие попытки расшифровать письменность прежних жителей острова кончились неудачей. Только в начале 1996 года в Москве было впервые объявлено о том, что все 4 сохранившиеся текстовые дощечки расшифрованы. Прежнее название острова на языке полинезийцев Рапануй (Rapa Nui). До сих пор огромную загадку для историков представляют сотни огромных голов, покрывающих остров. В ходе нескольких натурных экспериментов было убедительно доказано; что полинезийцы с помощью самых примитивных технических средств вполне могли транспортировать статуи из каменоломни к месту установки на берегу океана. В легендах сказано, что головы сами шли к океану , и, действительно, во время экспериментов установленные вертикально головы раскачивали веревками за верхнюю часть и попеременно продвигали вперед правое и левое пяечо каменного бюста, что на посторонних наблюдателей производило впечатление самостоятельной ходьбы . Тем не менее простые расчеты показывают, что за сотни лет небольшое население (остров не в состоянии прокормить большое количество людей) не смогло бы вытесать, перевезти и установить даже половину имеющихся статуй. До сих пор идут споры о предназначении каменных голов: почему часть изваяний бросили на каменоломне, зачем сами строители повалили часть уже установловленных статуй, а на некоторые из оставшихся стоять водрузили каменные шапки ? Наиболее достоверным признано объяснение, что статуи устанавливались островитянами из-за того, что долгое время каменные истуканы представляли собой предмет гордости и зависти у разных кланов и групп. В результате непродуманного земледелия и массовой охоты на многочисленных когда-то животных флора и фауна острова резко пришли в запустение и нарушилось экологическое равновесие. Из-за исчезновения больших деревьев древние полинезийцы потеряли способность строить надежные лодки для плавания в океане, и остров оказался фактически отрезанным от остальной части суши на сотни лет. Полуголодное население острова несколько раз начинало кровопролитные гражданские войны, во время которых противоборствующие кланы занимались каннибализмом, мародерничали, грабили, сбрасывали на землю статуи своих врагов.

Именно картину практически обезлюдевшего острова и застали первые европейские путешественники на Пасхе. О специфике острова Пасхи массовый читатель советской эпохи узнал из книги Тура Хейердала Аку-Аку . В наш лексикон во-шли такие экзотические слова с Пупа Земли как моаи и ронго-ронго. По мотивам этого увлекательного шедевра литературы путе-шествий и приключений неизвестным талантом была написана весе-лая песня, которую мы с энтузиазмом распевали в студенческих ла-герях: У девушки с острова Пасхи украли любовника тигры, украли любовника в форме чиновника и съели в саду под бананом : На остров Пасхи правильнее сказать Рапа-Нуи (это туземное название) всегда было нелегко попасть из-за его удаленности от мировых транспортных перекрестков. Когда у известного клуб-путешественника Юрия Сенкевича спросили, есть ли на планете ка-кой-нибудь уголок, который он так и не смог посетить, он ответил: Конечно, есть это остров Пасхи (мечта его осуществилась совсем недавно). Затерянный в Тихом океане клочок суши, принадлежащий Чили, находится в 4000 километрах от континента и примерно на таком же расстоянии от Таити. Помимо всех прочих загадок острова стоит обратить внимание на то, каким образом рапануйцы перемещали многотонных истуканов от места их изготовления на склонах вулкана Рано-Рараку ( фабрика моаи ) до родовых платформ-усыпальниц. Одни исследователи считают, что истуканов просто перекатывали на пальмовых стволах, другие говорят, что островитяне пользовались хитроумными качелями из бревен и веревок, при помощи которых моаи метр за метром перетаскивались к месту назначения. Третьи полагают, что рапануйские жрецы владели секретом управления гравитацией и потому моаи ходили сами . Гильермо продемонстрировал нам и технологию изготовления моаи, причем так вошел в роль, что на мгновение показался нам мастером древнего рапануйского ГПТУ, вбивающим очевидные истины в головы неразумных учащихся. Время от времени наш гид менял свои майки. Рисунки на них были своего рода иллюстративным материалом к его рассказам. Историческая память народа рапа-нуи большей частью утрачена. Нет никаких сомнений, что смертельный удар традициям, преданиям и развитию островной культуры нанесли перуанские работорговцы. В 1862 1863 г. г. они совершили не менее 15 набегов на остров и вывезли для работы на шахтах в Перу около 1300 островитян. Сопротивлявшихся безжалостно убивали. В числе тех, кто был увезен и никогда не вернулся, были жрецы, хранители исторической мудрости народа, знатоки письменности ронго-ронго.